Если классифицировать взаимоотношения противоположных полов по временам года, то зима – это период абсолютной спячки, когда «медведи» и «медведицы» плюшево ютятся в отопленных домах, предпочитая поставить «режим поиска» на паузу до наступления весны.

Весна же, в свою очередь, – сезон, когда гормоны и прочие психофизиологические примочки, отвечающие за присутствие любви в организме, начинают демонстрировать оттепель, и тут соседка по лестничной площадке кажется еще красивеей, коллега – более привлекательным, одним словом, «от сердца и от почек дарю я вам цветочек». Осень, как подтверждают даже психологи, – период обострения самых темных сторон человеческого сознания, что является причиной частых ссор между влюбленными парами. А вот лето, пожалуй, – самое брачное время из всех четырех. Не знаю, как вам, но мне за свою биографию такого «свадебного бума», как этим летом, наблюдать еще не приходилось. К слову сказать, за последние полтора месяца я успела побывать на четырех торжествах по случаю бракосочетания близких друзей и на трех по поводу замужества подруг. Впечатлений масса, особенно учитывая, что две из свадеб проходили в соседних дружественных республиках – Адыгее и Дагестане. В одном из предыдущих номеров были опубликованы рассуждения на тему свадеб местных – кабардино-балкарских. На сей раз, наверное, есть смысл провести небольшой сравнительный анализ аналогичных мероприятий в других регионах.
Лезгинская плясовая
Заранее хотелось бы принести извинения представителям этой дагестанской национально¬сти за возможную недостоверность. Присутствие на свадьбе было обывательски-гостевым, поэтому в тонкости традиционных обрядов до конца вникнуть не удалось. Но то, что открылось стороннему взгляду, безусловно, впечатлило.
Шумный, веселый и невероятно многочисленный народ – лезгины. Мой товарищ, представляющий эту национальность, сочетался браком с лезгинской красавицей. Как объясняли нам участвовавшие в торжестве местные жители, свадьба происходила в лучших традициях и по необходимым правилам.
Ровно в назначенный час (а он обычно бывает довольно ранним) «лезгины шумною толпою» отправились с почестями забирать невесту из отчего дома. Приезд «толпы жениха», как было написано на одном из номеров автомобиля свадебного кортежа, сопровождался лихими танцами джигитов и соблюдением некоторых «выкупных» обрядов. Затем смешавшиеся в едином праздничном кураже родственники как с той, так и с другой стороны устремились в «зал невесты», то бишь в ресторан с роскошным антуражем (коих в Махачкале немало), где родные девушки встречали и потчевали гостей.
Веселье на стороне выдающих замуж длилось немногим более двух часов, а затем продемонстрировать радушие и гостеприимство предстояло близким со стороны женивших. По правде сказать, войдя в зал, человек непривычный испытал бы легкий шок (что и произошло со мной): в помещении находилось около тысячи человек. «И это только самые близкие», – пояснил отец жениха, заметив наш изумленный взгляд.
Присутствие такого огромного количества народа на свадьбе в Дагестане никого удивляет. Тысяча-полторы – это не максимум. К примеру, один из знакомых, слушая мои рассказы, ухмыльнулся: «Три тысячи человек на одной дагестанской свадьбе видел своими глазами». Трудно представить, чтобы такое торжество получилось скучным. Ломившиеся от изобилия яств столы со всевозможными национальными блюдами, главным среди которых, конечно, являлся хинкал; душевные, пускай и на чужом языке, песни и, безусловно, зажигательные, обескураживающие танцы. Да простят меня все остальные кавказские народности, но так, как танцуют в Дагестане, наверное, не танцуют нигде.
Проводя параллели с природой, танцы адыгов – это ясная ветреная погода; балкарцев и карачаевцев – летние кратковременные грозы; осетин – первый зимний снег; вайнахов – осенние дожди с порывистым ветром. Но если вы хотите оказаться в центре урагана, сметающего все на своем пути, встаньте в круг, где танцуют дагестанцы.
Насладившись хлебом и зрелищами, поздравлениями и подарками, молодожены довольно рано удалились восвояси. Такая традиция, наверняка, покажется странной приезжим из других городов и республик, в частности, из Кабардино- Балкарии, где свадьбы играют, что называется, «до последнего клиента». Но таков устав в этом «монастыре».
Чуть позже выяснилось, что существуют и другие забавные обычаи. Предположим, друзья жениха имеют полное право без предупреждения явиться в дом молодых в любое время ночи и потребовать, чтобы новоиспеченная хозяюшка приготовила своими руками коронное дагестанское (в зависимости от национальности – аварский, даргинский, лезгинский и т.д) блюдо – вышеназванный хинкал. Но в наше время все эти традиции все больше упрощаются, а потому молодая жена, естественно, была заранее проинформирована о часе приезда прожорливых визитеров и заблаговременно, не без участия мудрой и понимающей свекрови, успела подготовиться к приему.
Итог: чем отличается свадьба в Дагестане от свадьбы в Кабардино-Балкарии?
Кратно более шумная, моментами опасная для жизни (так как на радостях любят пострелять совсем не из игрушечного пистолетика), дорогостоящая – на одни только подарки потребуется копить средства в течение нескольких лет, много-много-многочисленная; то, что видела я, – это население как минимум двух-трех кабардино- балкарских сел. А вы помните, что это не предел!
«…если в гости в Адыгею ты приехал»
Плавно передислоцируемся в столицу Адыгеи Майкоп. Вот где в полной мере ощущается культура и патриотизм адыгского народа. Здесь практически не слушают другую музыку, кроме адыгской, не едят другую еду, кроме национальной, здесь почти в каждом доме хранится адыгский флаг. Республика небольшая, но невероятно душевная и спокойная, причем ее спокойствие, благоразумие и степенность ощущаются даже при взгляде на горы. Можно сказать, что горы и вся природа Адыгеи более ласковая и нежная, как мама. В Кабардино-Балкарии же расположен папа-Эльбрус – величавый, брутальный и грозный, и союзниками природными он себя окружил более жесткими и устрашающими. Но мы не о природе, мы о свадьбе.
Суета и хаос, творящиеся во время подготовки к главному мероприятию, схожи во всех регионах. Открывающая торжество процедура та же – организованной группой мчимся поскорее забрать невесту. Не обойду на сей раз вниманием свадебный кортеж, состоявший не только из коней железных, но и из настоящих скакунов. Пара гнедых шла во главе эскорта без права для остальных опережать себя.
Управляли движением восседавшие в седлах колоритные горцы в национальных костюмах, а уже следом за ними, парализовав городское движение, ехали машины, из окон которых развевались адыгские флаги. Прохожие на улице, едва завидев такой «караван», начинали приветствовать проезжавших. Возникало чувство, что все горожане друг с другом знакомы.
Окинув последним незамужним взором родительский дом, невеста в платье цвета слоновой кости, сшитом на европейский манер, но украшенном и расшитом национальными узорами и орнаментами, скрылась вместе со сподвижниками благоверного по направлению к городскому ЗАГСу. Далее, после нехитрой процедуры узаконивания «взаимной любви и верности» уже породнившиеся гости продолжили изучать самые известные достопримечательности Майкопа.
Вернувшихся к назначенному времени в ресторан участников веселья уже ждали съехавшиеся чуть ранее старшие рода жениха. Здесь красноречивый тамада не давал осушиться содержимому бокалов, один за другим предоставляя присутствовавшим слово для поздравлений и пожеланий. Ближе к концу вечера состоялся традиционный обряд знакомства молодой невесты с ближайшими родственниками. К девушке привязывали бабушек, тетушек, а небезразличные и щедрые старались выкупить их за хорошие деньги.
К вопросу о финансовой составляющей: определенная часть торжества была посвящена публичному озвучиванию материальных подарочных подношений. В этом тоже, как нам объяснили, есть определенная традиционность. Не восхваление одних и порицание других, а устоявшаяся процедура, необходимая для соблюдения обычая.
Гостей угощали как блюдами европейской, так и, конечно же, национальной кухни. Шипс (подлива, приготовленная по специальному рецепту, существующая в трех вариациях – кабардинский, адыгейский и бжедугский шипс) с пастой (мамалыгой), вареное мясо…
В перерывах между трапезой, безусловно, танцы. Танцевальное отделение также проходило согласно традициям – по одной стороне круга в ряд выстраивались девушки, по другой – молодые люди. Представительниц прекрасной половины и парней в круг выводил хэтиякlуэ, без его разрешения – никакого самоуправства.
Итог: чем отличается свадьба в Адыгее от свадьбы в Кабардино-Балкарии?
Меньше пафоса, больше традиционности и культуры, меньше (по количеству наименований) национальной еды, больше тостов, меньше танцев и экспрессии в них.
Хотя наблюдения эти вполне субъективны и аксиомой не являются. Свадьба свадьбе рознь. Главное, чтобы рассказы о кавказских свадьбах – веселых, изобильных, красочных, богатых традициями, обрядами и обычаями, передающиеся из уст в уста по всему миру - оставались былью, но не мифом.
Свежие комментарии