«Приведенные цифры, – пишет доктор философских наук, доцент Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону) Э.А.Попов, – достаточно красноречиво объясняет причины массовой миграции «титульного» населения северокавказских республик в русские регионы РФ. Этот процесс мы считаем правомочным назвать внутренней колонизацией России Северным Кавказом по аналогии с предшествующей русской колонизацией Большого Кавказа.
Параллельно продолжается экономическое, а порой и политическое выдавливание русского населения из «титульных» республик, вопреки специально принятым в ряде регионов (Республика Ингушетия, Республика Дагестан) государственным программам. Внутренняя колонизация России является логичным продолжением процесса, вызванного оттоком русских с Северного Кавказа» Значение этого процесса нельзя преуменьшать: «Массовый исход русского населения угрожает существованию самой Российской Федерации. Русский народ является государствообразующим народом Российской Федерации, один из главных скреп, на которых держится российская государственность. К сожалению, этот факт все еще не нашел должного понимания у российского руководства и «элиты»»(там же).А ситуация становится поистине катастрофической и напряженность растет. На 2007 год число нелегальных мигрантов, по данным Главы Федеральной миграционной службы (ФМС) России К.Ромодановского, составило уже около 10 млн. чел., из которых, по мнению ряда экспертов, от 1 до 1,5 млн. чел. уже незаконно проживают в Москве. В Ставрополе и Краснодарском крае, по оценкам частным социологических организаций, на десять коренных жителей уже приходится 3-4 мигранта с Северного Кавказа и Средней Азии.
Через несколько лет в этих областях число коренных жителей должно вообще сравняться с числом пришельцев. А в годы после 2006-2007 поток мигрантов в значительной степени переориентировался на Сибирь, Урал и Поволжье. Количество только официальных мигрантов, то есть, лиц, получивших вид на жительство, а с ним и право на устройство на работу и военную службу за последние 10 лет составили следующие цифры: Уфа – 500 тыс. чел., Оренбург и Екатеринбург – по 300 тыс. чел., Новосибирск – 200 тыс. чел., Казань – 170 тыс. чел., Иркутск – 150 тыс. чел., Кемерово – 80 тыс. чел., Тюмень – 50 тыс. чел. Всего только по этим городам – 1 750 тыс. чел. Эта цифра, взятая по данным местных ГУВД, значительно превосходит данные главы ФМС.Ситуация в Чеченской республике является, пожалуй, самым сложным вопросом. С одной стороны, новое руководство ЧР во главе с Рамзаном Кадыровым выступает за единство Российской Федерации едва ли не более прямо, чем это делает Москва, особенно в последнее время, когда все большую силу в столице приобретают либерально-прозападные тенденции. Рамзан Кадыров прямо и недвусмысленно противопоставляет себя московским либералам. Его лозунги - «Наш выбор – навеки с Россией», «Мы отстояли целостность России». Это последнее особенно важно. Кадыров считает, что именно чеченцы являются сегодня главной силой, способной противостоять попыткам Запада развалить Россию, поскольку русские теряют собственную веру и идентичность, не способны сопротивляться алкоголизму и разврату (к сожалению, он констатирует очевидные вещи). Рамзан Кадыров высказывается за укрепление вертикали власти и державности России, равноправность ЧР с другими субъектами РФ и нецелесообразность подписания договора о разграничении полномочий между Федеральным Центром и Чеченской республикой.
Такая позиция Рамзана Кадырова действительно опирается на поддержку большинства чеченцев, поскольку сторонники сепаратизма и т.н. «Чеченской Республики Ичкерия» уже давно встали на позиции жесткого исламизма ваххабитско-саудовского типа. Чеченцы, оставаясь мусульманами, отдают предпочтение адату (местным обычаям) перед шариатом, не приемлют исламистского правления. Такова позиция и Рамзана Кадырова. Россия при всех конфликтах ближе чеченцам, чем, скажем, Саудовская Аравия или Пакистан. Другое дело, каким они видят свое собственное положение в рамках Российской Федерации и положение русского народа. Лозунг «Аллах над нами, Россия под нами!», безусловно, популярен среди чеченцев, в том числе поддерживающих Рамзана Кадырова. События в Кондопоге показали, что стремление к насилию над русскими вне Чечни может опираться на поддержку изнутри этой республики. Возникает страх: что будет, если сторонники Кадырова займут более значимые посты уже в Москве? На этом спекулируют сторонники «русского сепаратизма» и «регионализма», изобретшие словечко «кадыровщина» и именующие им любое, в том числе русское, стремление к централизации власти и «наведению порядка».
Ситуация в Чеченской республике действительно очень сложна. Сегодня в республике русское гражданское население составляет менее 1%, в парламенте ЧР из 58 депутатов русских трое. В состав правительства входят руководители 15 министерств и 15 комитетов и управлений, из них всего один – русский.
«Сейчас, когда все государственные структуры отдали чеченским силовикам, русские там могут работать только дворниками, – говорит уроженка Чечни нынешний мэр города Коврова (Владимирская область) Ирина Табацкова. В Шелковском и Наурском районе, откуда она родом, ранее чеченцев, как и в Ставропольском крае, было крайне мало. Из пяти тысяч дворов все были русские. Сегодня картина изменилась полностью. «Мою тетю убили в собственной квартире в 1996 году в Грозном после того, как генерал Лебедь подписал так называемый “Хасавюртовский мир” <…>, – рассказывает Ирина Табацкова. – К ней в квартиру вошли вооруженные люди и расстреляли в нее два автоматных рожка. Потом завернули тело в ковер и выкинули со второго этажа на улицу». Все русские дворы теперь скуплены чеченцами: там живут в основном женщины. Практически все чеченцы (за исключением тех, кто работает в силовых структурах) работают на Урале, в Сибири, в Норильске, Тюменской области. Чем они там занимаются, я не знаю. В самой Червлёной (родная станица Ирины Табацковой – В.К. ) фактически живут одни женщины и дети».
Здесь нужно заметить следующее. На отношения чеченцев к русским сильно влияет самоощущение и самосознание самих русских: чем оно выше, тем выше «степень уважения» чеченцев – это важный фактор этно-психологии. Так, большинство чеченцев негативно воспринимают российский либерализм, начиная с «демократического социализма» эпохи перестройки (не случайно во времена Джохара Дудаева они называли себя «последним оплотом СССР», как, впрочем, и сегодня – «последним оплотом единства России»). Негативно они воспринимают также проамериканские тенденции в российской внешней политике, царящую в российских городах «свободу нравов». Автору этих строк довелось беседовать с группой чеченских студентов, причем, принадлежащих к сегодняшней чеченской «элите», близкой к Рамзану Кадырову. Было очень удивительно услышать и такие слова (причем, после всех «сталинских депортаций»): «Коммунисты были лучше, чем нынешние, Романовы лучше, чем коммунисты, ну, а что там было раньше, мы не знаем». Это явно указание: мы должны обратить взгляд, прежде всего, на самих себя.
Обращает на себя внимание результат опросов родителей в связи с введением в школах курсов основ религиозной культуры или «светской этики». В русских областях РФ за курс ОПК высказались всего 20 процентов родителей, а в Чеченской республике за «Основы ислама» - 99 процентов. Так что во многом наша слабость перед лицом чеченского национализма - в нас самих.
В связи с этим надо обратить внимание и на демографический фактор. «Титульные народы» Кавказа в вопросах брака и деторождения ведут себя так, как предписывает религиозная мораль ислама: вне зависимости от материального положения семей – а для сегодняшних русских в вопросах деторождения фактор обеспеченности играет определяющую роль. Принятие РФ «Европейской социальной хартии» и предполагаемое введение ювенальной юстиции еще более заведет эту проблему в тупик. Приходится со скорбью констатировать: для большинства русских императивы Православия в этой области императивами не являются. Причем, чем больше будет стремление церковных иерархов «вписаться в европейское христианство» и «осудить советские времена», тем меньшим авторитетом они будут пользоваться среди русских Кавказа, да и других «проблемных» в этническом отношении регионов, поскольку именно в них русское население на себе испытало все последствия «антисоветизма в действии».
И это при всем том, что оно точно так же испытывает на себе и все негативные последствия советской политики, прежде всего, т.н. «ленинской национальной политики». Так, в значительной степени положение русских в республиках Кавказа объясняется тем, что они там находятся в положении «второстепенного народа» как бы дважды: статус русского народа юридически не закреплен на федеральном уровне, а в национальных республиках русские являются «нетитульной нацией», приравниваются к «национальным меньшинствам». И это несмотря на то, что в законопроекте «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации» (закон так и не принят) четко сказано, что «представители русского народа не могут рассматриваться как «национальные меньшинства» на территории России» (см. Сайгуллаев А. Единство и многообразие// Новое дело. 2008. №15, 11 апреля, с. 4). С другой стороны, некоторые круги, связанные с «местными элитами», хотя и говорят о «равноправии русских», по сути, ведут дело к их ассимиляции. «Дагестанцы – это не только коренные народы, но и постоянно проживающие здесь представители других этносов. Проживая на территории Дагестана, они многое вносят в традиции, которые мы конвертируем в нашу общую культуру. Взять тех же русских. В политическом плане и мы считаем, и они сами считают себя дагестанцами, то есть, имеют место многоуровневая идентификация» (Шахбанов М. Насколько мы дагенстанцы? // Черновик, 2008, № 15, 11 апреля, с. 26).
Совершенно утопической в связи со всем сказанным – и не только с этим – представляется идея т.н. «российской гражданской нации», выдвигаемой В.А.Тишковым и его коллегами по Институту этиологии и антропологии РАН (см. в т.ч. Тишков В.А. Формула и динамика национальной идентичности в сб. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 г., М., 2009, сс. 5-10). Эта, по сути, либеральная версия старой коммунистической теории «советского народа как новой исторической общности» ведет к уничтожению исторической России и возникновению на ее месте некоего совершенно иного территориального образования, население которого управляемо только экономическими интересами и экономическим механизмам. К тому же ее осуществление не закрывает пути к господству тех этносов, которые находятся на подъеме, и угнетению приходящих в упадок. Реально она ведет к уничтожению русских как таковых.
«Современное российское руководство, – пишет Эдуард Попов, – в целом продолжает советскую национальную политику, отличительной особенностью которой являлось перераспределение ресурсов в пользу национальных образований за счет “коренных” русских территорий». Фактически ассиметричная система российского федерализма и такое перераспределение, по мнению многих специалистов, приведет к тому, что «современное российское государство, если не будет кардинально изменена внутренняя и внешняя политика, скорее всего, повторит судьбу СССР» (см. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала ХХI века. Ростов н/Д. Изд-во Ростовского университета, 2003, с. 137-138). В связи с этим тот же Э.А.Попов прямо говорит о «противоречии между принципами федеративного российского государства и положением русского народа, лишенного своей правосубъектности, усугубляемом неадекватной бюджетной политикой федерального центра и растущей угрозой неконтролируемой внешней и внутренней миграции» (там же). Выход – «начать необходимо с восстановления исторической справедливости – внести в действующую конституцию положение о государствообразующей роли русского народа и других коренных народов России».
Утрата Кавказа, если она все же произойдет, будет только началом. За ней последует и распад всей страны. Если Кремль срочно не повернется лицом к этой ситуации, то можно будет считать, что он проиграл всё.
Свежие комментарии