Продолжаем серию постов про многонациональное Черноморское побережье, сформировавшееся после 1864 года. Будем двигаться с востока на запад, с учетом некоторых важных пунктов в горах. Первыми на пути будут селения молдаван, эстонцев и русских, расположенные вдоль границы с Абхазией по обеим сторонам реки Псоу. Эстонцы, как и молдаване, оказались очень трудолюбивым народом и их, как и немцев, в Российской империи ценили, как самых хозяйственных. Время показало, что не зря.

Именно эстонские и молдавские поселения первыми адаптировали местную черкесскую хозяйственную культуру и в их посёлках в первые же годы зацвели сады и заработали мастерские. Позже от них переймут местные сорта и хозяйственные методики русские соседи в Аибге. Адлерский мыс, несмотря на свою болотистость, манил первых жителей былой славой богатейшей торговой и культурной долины ушедшего черкесо-абазинского мира. Именно здесь появились первые поселки переселенцев разных национальностей. Одним из первых к востоку от Адлерского поста, в паре километров от моря и у самой границы с Абхазией (современной), в 1869-м году появилось молдаванское селение Весёлое.
Поселенцы заняли брошенные владения знатного князя Решида Гечба из абазинского общества садзов-джигетов. На этом месте до окончания Кавказской войны у Решида располагался огромный сад и конюшня с табуном кабардинских скакунов. Позже Решиду удалось вернуться на родину из Турции. Российская администрация предложила ему выбрать любые 700 десятин земли, но в свой родной дом вернуться ему не удалось – он был уже занят другими. Решид поселился в Сухуме и в 1872 году приехал поклониться к могилам предков. В селении он отругал молдаван за то, что они срубали редкие сорта черешни, некогда завезенные им из Турции. Сохранившийся на холме свой бывший особняк он целиком перевёз в Сухум. Судьба Решида сложилась трагически – во время русско-турецкой войны 1877 года, турки при отступлении из Абхазии взяли его в плен и насильственно вывезли в Османскую империю с запертом на возвращение. На месте его бывшего дома в Весёлом позже выросла церковь. Село было зажиточным, к концу века в нём, кроме молдаван, жили русские, греки, армяне, поляки, грузины и итальянцы. Сегодня селение органично слилось с Олимпийским комплексом в Имеретинской долине – бывшем малярийном болоте.

Эстонское Сальме появилось в 1884 году в 5 километрах от побережья на другой стороне реки Псоу, рядом с абхазским селением Псоу-ахабла. Всего спустя пару лет оно стало показательным с точки зрения порядка и хозяйственного устройства. Эстонцы осушили болота (хотя и продолжали часто болеть малярией), заложили сливовые сады и огороды, сделали сушильню для фруктов и производили цветную капусту для продажи на побережье. К концу века они построили небольшой лесопильный завод. Во время абхазо-грузинского конфликта начала 1990-х годов большая часть эстонцев репатриировались в Эстонию. События тех лет хорошо отражены в художественном фильме «Мандарины». Сегодня в Сальме, получившим в 1990-е годы название Псоу, проживает около 500 эстонцев, которые сохраняют свои язык и культуру. Да и природа в Сальме тоже красивая.



Совсем другое дело, притаившееся далеко в горах, в 38 км. от берега русское селение Аибга, которое сегодня поделено границей пополам. После Кавказской войны в этих горах, на месте бывшего скопления аулов абазин-медовеевцев из общины Аибга, стояли части 2-й роты 21-го Кавказского линейного батальона, солдаты которого и жили при нём в поселении, основанном к 1869-му году. В задачи батальона входил поиск и изгнание из гор последних коренных жителей. В 1874 году все войска их гор вывели и в промежутке между 1891 и 1898 годами на его месте возник эстонский поселок, который успешно занимался скотоводством и садоводством. В 1900 году его объединили с деревней Ермоловской, так что русское население стало преобладать. Сегодня в нём все ещё живут несколько сотен человек, затерянные в глухих, но великолепных горах на пограничной зоне. Для горного туриста – Аибга настоящий рай!


Свежие комментарии