На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Зенков
    Не враг. Так было на самом деле. Но сейчас барсы заключают контракт напрямую с МО РФ и имеют статус военнослужащих.Солдаты Неудачи и...
  • Sergey Kassirov
    ужасСВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ:...

Кому нужны русские на Кавказе?

Недавно в газете «Российская Федерация сегодня» опубликована большая статья Михаила Зелиханова «Еще одна попытка оторвать Кавказ от России». Автор на событиях, происходящих в КБР, показывает процессы, общие для «черкесских» республик Северного Кавказа. Некоторые его выводы стоит привести:

- Крупнейшие центры формирования глобальной политики активно прорабатывают проект «Великая Черкесия», вдохновляют проработку этого проекта даже в государственных научных учреждениях КБР.

- Внутри Кавказа адыгосепаратисты делают ставку на молодых людей, которых привлекают быстрыми и простыми решениями, в т.ч «черкесского вопроса».

- Пересмотр границ национальных образований моделируется из - за рубежа в рамках единой целевой задачи по отторжению республик Северного Кавказа и части других территорий Юга России от РФ.


Интересно и следующее мнение автора: «Народы Северного Кавказа достаточно мудры, чтобы понимать, что без России... у них нет будущего.Так думают и большинство кабардинцев в КБР, черкесов в КЧР, адыгейцев в Адыгее. Но сегодня вряд ли найдется хотя бы один адыг, который публично не побоится сказать об этом».


Многое из сказанного Зелихановым о КБР справедливо и в отношении Адыгеи. Но, если читать статьи в центральных СМИ, Адыгея - просто образец для подражания. Однако на что же тогда рассчитывают здесь «центры формирования глобальной политики»? Может, они видят ситуацию иначе, чем она выглядит из Кремля? Грешен, и я не испытываю никаких иллюзий. Во-первых, потому, что сепаратистские настроения как были, так и остались в сознании части представителей доминирующих в республике кланов. Во всяком случае, и заняв серьезные федеральные должности, они от них публично не отреклись.

Во-вторых, потому, что Кремль, несмотря на свои заявления о беспокойстве по поводу положения русских в республиках Северного Кавказа, так ничего для них и не сделал, за исключением затянувшейся игры в «реабилитацию казачества».


Вернемся к Адыгее. Я отлично помню лихие 90-е и сепаратистскую истерию, поднятую здесь тогда. Прошла эпоха «вертикализации» власти и все как-будто вернулось на круги своя. Взять ту же тему геноцида. Она стала постоянной в местных изданиях. При этом альтернативный взгляд на трагедию черкесского народа-просто признаётся «неправильным», как это произошло с А.Епифанцевым, автором книги «Был ли геноцид черкесов?» И, конечно же, ни под каким видом его мнение не станут обсуждать ни в школах, ни в институтах. То есть местные ученые просто узурпировали право делать какие-либо выводы из исторических фактов. Возможно, поэтому немало школьников 5-х классов уверены, что «Россия (что в их сознании равнозначно-русские) подвергла их народ страшному геноциду и должна за это теперь платить».


Республиканские власти если и не поддерживают открыто таких историков, то и не мешают им проводить свою линию. В итоге вполне нормальная акция по установке памятника жертвам Кавказской войны в том же Теучежском районе превращается в акцию памяти жертв геноцида со стороны русских. Нет, никто напрямую русских ни в чем не обвиняет, но все дело в нюансах, которые «спинным мозгом» чувствуют живущие там русские, приславшие мне газету с материалами о прошедшем мероприятии и высказавшие свою обеспокоенность происходящим.


Другой вопрос, занимающий умы немалого числа молодых адыгейцев, - тема «Великой Черкессии». С одной стороны, лидеры национальных организаций заявляют, что ничего подобного в их планах нет, с другой - эта тема постоянно муссируется и на съездах национальных организаций, да и в интернете очень активно обсуждается.


Таким образом, налицо идеология, которая, если и не доминирует в сознании большей части адыгов, то отвлекает от решения реальных проблем сегодняшней жизни немалую, пожалуй, самую активную, их часть. Кому это на руку? Конечно тем, кто в мутной воде такой «стабильности» успешно извлекает свои доходы из федеральных средств, получаемых на развитие экономики республики. Для них объединение русских и адыгов в борьбе с царящей здесь коррупцией смерти подобно. Естественно, такая ситуация на руку и нашим врагам, которые во все времена делали ставку на разжигание вражды между народами России, путем деления её на этнические государства.


Что думают русские

А что же в этой ситуации русские? Они понимают, что не епифанцевы должны отслеживать здесь происходящее и давать ответы на такие спорные утверждения, как геноцид черкесов. На то есть ФСБ, Минрегионразвития, Академия наук, Минобразования, наконец, обязанное отвечать за содержание учебников и т. д. Но кто сегодня в этих структурах способен внятно сформулировать отношение Центра к возникающим здесь вопросам? Таковых нет! Во всяком случае, мы их не слышали уже 20 лет.


Отсюда и печальная статистика. Вот что показал опрос, проведенный ИЭА РАН в 2008 г. по заказу Минрегиона России:

«Обращает на себя внимание тот факт, что о желании навсегда покинуть свое постоянное место жительства чаще всего заявляют русские жители северокавказских республик и Калмыкии - в среднем около трети опрошенных. Аналогичное желание высказывает лишь десятая часть "титульного" населения указанных республик. Так, 31% русских жителей Нальчика (Кабардино-Балкария) заявили, что хотели бы навсегда покинуть республику и переехать в другой российский регион. Среди местных кабардинцев и балкарцев таковых только 9%. В Майкопе о желании выехать из Адыгеи заявили 28% русских и менее 1% адыгейцев». Трудоустройство, особенно получение выгодной должности, по мнению половины русских жителей республик Российской Федерации, напрямую связано с неравенством по национальному признаку. Особенно остра данная проблема на Северном Кавказе. В Карачаево-Черкесии об этническом неравенстве при трудоустройстве заявило 86% русских; в Кабардино-Балкарии - 73%; в Адыгее - 68%».

В России, но без русских


Михаил Зелиханов прав, говоря, что «народы Северного Кавказа достаточно мудры, чтобы понимать, что без России... у них нет будущего..» Однако среди думающих так есть и те, кто мечтает жить в России, но без русских. Опыт такого решения в Чечне дает им для этого хороший повод. Да, есть заявления о планах возвращения русских в Чечню и Ингушетию. Но поговорите с теми, кто оттуда бежал, и поймете, что эти заявления - не более чем декларация о намерениях. К тому же не прекращающаяся борьба федеральной власти с «русским фашизмом» стимулирует вполне конкретное отношение к русским в республиках. В общем, реализация идеи «В России, но без русских» не представляется такой уж несбыточной в республиках РФ. Но ведь это прямой путь к распаду страны, что признают и наши президенты.


Так что же делать?

А перестать разглагольствовать о том, что вас заботит судьба русских. И вместо этого сделать что-то реальное для них. Не для тех, кто завтра «вернется» в Чечню. А для тех, кто не уехал ещё из других республик.


Возьмем опять же Адыгею. Здесь ещё есть русские станицы, которые вполне реально экономически поддержать, дать им реальное самоуправление и таким образом уверенность в завтрашнем дне. Но это должна быть отдельная федеральная программа, которую будут контролировать не стоящие у власти кланы, а сами русские. Готов сразу предложить конкретную тему.


Станица Новосвободная (Ранее Фарсовская, потом Царская). Население за последние два десятка лет сократилось на порядок, однако ещё не все умерли и выехали. Колхоз, ранее выращивавший до десятка тысяч голов скота, уничтожен. Приобретенное за копейки заграничными «инвесторами» его имущество на глазах разваливается.


А на доминирующей высоте, возвышаясь над живописными окрестностями, как печальный образ нынешней России, - развалины царской часовни. Поставленной до революции местными жителями в память о приезде Александра-II, встречавшегося здесь, в конце Кавказской войны, с делегатами от адыгских племен.


Мне представляется, что восстановление этого памятника, который вполне впишется в развитие здесь туризма, и программа экономического развития станицы Новосвободной для России не менее важна, чем олимпиада 2014 года. Как символ того, что Россия не уйдет с Кавказа. Как сигнал о том, что дискуссиям и спекуляциям по поводу итогов Кавказской войны приходит на смену реальная поддержка не желающих уезжать отсюда русских.

А расходы на это могут быть сопоставимы со стоимостью одной лишь медали на олимпиаде в Ванкувере и уж гораздо меньше, чем стоимость очередной суперяхты г-на Абрамовича.

Ну, так кому нужны русские на Кавказе?

В.Каратаев
На фото: развалины царской часовни, станица Новосвободная

наверх