10.07.2010 – 15:20 – Натпресс
Источник: cherkessian.com
21 мая 2010 года исполнилась 146 лет с того дня, как в 1864 году, в урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне - горнолыжный курорт Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов – Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю. Принимал парад родной брат императора Александра Второго - Великий князь Михаил.
Война России с Черкесией длилась 101 год, с 1763 по 1864 годы.
В результате этой войны Российская Империя потеряла свыше миллиона здоровых мужчин; уничтожила Черкесию – своего давнего и надежного союзника на Кавказе, приобретя взамен слабое Закавказье и эфемерные планы по покорению Персии и Индии.
В результате этой войны древняя страна – Черкесия исчезла с карты мира, черкесский (адыгский) народ - давний союзник России, подвергся геноциду - потерял 9/10 своей территории, свыше 90% населения, был рассеян по всему миру, понес невосполнимые физические и культурные потери.
В настоящее время черкесы имеют самую большую в мире относительную диаспору - 93% народа проживают вне пределов исторической Родины. Из народов современной России черкесская диаспора занимает второе место в мире после русской.
Все исследователи признают, что АНАЛОГОВ ЧЕРКЕССКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ !
За время войны с Черкесией на русском троне сменилось пять императоров; Российская Империя разгромила Наполеона, захватила Польшу, Крымское ханство, Прибалтику, Финляндию, присоединила Закавказье, выиграла четыре войны с Турцией, нанесла поражение Персии (Ирану), разгромила чечено-дагестанский имамат Шамиля, взяв его в плен, но не могла покорить Черкесию. Покорить Черкесию стало возможным только одним путем – изгнав ее население. На войну на Кавказе, по свидетельству генерала Головина, уходила шестая часть доходов огромной империи. При этом основная часть кавказской армии воевала против Страны Адыгов.
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕСИИ
Черкесия занимала основную часть Кавказа – от побережья Черного и Азовского морей до степей современного Дагестана. В отдельное время восточночеркесские (кабардинские) селения располагались по берегу Каспийского моря.
Восточная Черкесия (Кабарда) занимала территории современных Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, южной части Ставропольского края, всю равнинную часть Северной Осетии, Ингушетии и Чечни, топонимика которых до сих пор сохранила многие адыгские названия (Малгобек, Пседах, Аргун, Беслан, Гудермес и т.д.). В зависимости от Кабарды находились абазины, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши и чеченские общества.
Западная Черкесия занимала территорию современного Краснодарского края. Позднее к северу от Кубани расселились татарские племена.
В то время население Восточной Черкесии (Кабарды) оценивалось в 400 – 500 тысяч человек. Западная Черкесия, по разным оценкам, насчитывала от 2 до 4 млн. человек.
Черкесия на протяжении столетий жила под угрозами внешних вторжений. Для обеспечения своей безопасности и выживания был только один выход – черкесы должны были превратиться в нацию воинов.
Поэтому весь образ жизни адыгов стал в высшей степени милитаризирован. Они выработали и довели до совершенства искусство ведения войны, как конной, так и пешей.
Столетия проходили в состоянии перманентной войны, поэтому война, даже с очень сильным противником, не считалась в Черкесии чем-то особенным. Внутренняя структура черкесского общества гарантировала независимость страны. В Стране Адыгов существовали особые классы общества – пши и уорки. Во многих областях Черкесии (Кабарде, Бесленее, Кемиргое, Бжедугии и Хатукае) уорки составляли почти треть населения. Их исключительным занятием была война и подготовка к войне. Для подготовки воинов и совершенствования военных навыков существовал особый институт «зек1уэ» («наездничество»). И в мирное время отряды уорков численностью от нескольких человек до нескольких тысяч, совершали дальние походы.
Ни у кого из народов мира военная культура не была доведена до такой полноты и совершенства, как у черкесов.
Во времена Тамерлана черкесские уорки совершали набеги даже на Самарканд и Бухару. Постоянным набегам подвергались и соседи, особенно богатые Крымское и Астраханское ханства. «…Охотнее всего черкесы совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить татарские селения, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу татар». «Одно могу похвалить в черкесах, – писал астраханский губернатор Петру Первому, – что все они – такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот».
Крымская знать стремились воспитывать своих сыновей в Черкесии. «Их страна является школой для татар, у которых каждый мужчина, который не обучался военному делу и хорошим манерам в Черкесии, считается «тентеком», т.е. ничтожным человеком».
«Ханских детей мужского пола отправляют на Кавказ, откуда они возвращаются в родительский дом уже парнями».
«Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называют их «черкес спага», что означает благородный, конный воин».
«Черкесы всегда изобретают что-либо новое в своих манерах или оружии, в которых окружающие народы подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами Кавказа».
Русский царь Иван Грозный в поисках союзников против Крымского ханства мог рассчитывать только на Черкесию. И Черкесия искала союзника в своей борьбе с Крымским ханством. Заключенный между Россией и Черкесией военно-политический союз 1557 года оказался очень успешным и плодотворным для обеих сторон. В 1561 году он был подкреплен браком между Иваном Грозным и кабардинской княжной Гуашаней (Марией). Кабардинские князья жили в Москве под именем князей Черкасских, и имели огромное влияние. (Места их первоначального проживания напротив Кремля и сейчас называются Большим и Малым Черкасскими переулками). Черкесом был первый российский генералиссимус. В «смутное время» рассматривался вопрос о кандидатуре князя Черкасского на российский престол. Первый царь в династии Романовых – Михаил, был племянником Черкасских. Во многих походах и войнах России участвовала конница ее стратегического союзника – Черкесии.
Черкесия исторгала из себя огромное количество воинов не только в Россию. География военного отходничества Черкесии обширна и включает в себя страны от Балтики до Северной Африки. В литературе широко освещено черкесское военное отходничество в Польшу, Россию, Египет, Турцию. Все сказанное в полной мере относится и к родственной Черкесии стране – Абхазии. В Польше и Османской империи черкесы пользовались большим влиянием в высших эшелонах власти. Почти 800 лет Египтом (Египет, Палестина, Сирия, часть Сауд. Аравии) правили черкесские султаны.
ЧЕРКЕССКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
В Черкесии, ведшей войны на протяжении столетий, выработалась так называемая «Культура войны». Можно ли сочетать понятие «война» и «культура»?
Война – таков был постоянный внешний фон, на котором развивался черкесский народ. Но, чтобы и на войне оставаться людьми, следовать правилам черкесского этикета «Уорк Хабзэ», было выработано много норм, регулирующих отношения людей во время войны. Вот некоторые из них:
1). Добыча не являлась самоцелью, а была лишь ЗНАКОМ, СИМВОЛОМ воинской доблести. В народе осуждалось, чтобы уорки были богатыми, имели предметы роскоши, за исключением оружия. Поэтому по «Уорк Хабзэ» добычу следовало отдать другим. Приобретать ее без боя считалось зазорным, в силу чего наездники всегда искали возможности военного столкновения.
2). При военных действиях считалось категорически недопустимым совершать поджог жилищ или посевов, особенно хлеба, даже у врагов. Вот как описывает нападение кабардинцев декабрист А.А.Бестужев-Марлинский, воевавший на Кавказе: «Кроме добычи, множество пленных и пленниц было наградой отваги. Кабардинцы вторгались в дома, уносили что поценнее или что второпях попадало под руку, но не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем трогать труд божий и труд человека», – говорили они, и это правило горского разбойника, не ужасающегося никаким злодейством, – есть доблесть, которою могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они ее имели».
Действия российской армии в Русско-Черкесской войне 1763-1864 г.г. никак не укладывались в это представление о войне, но, тем не менее, даже в ущерб себе, черкесы стремились быть верными своим представлениям. И.Дроздов, очевидец и участник войны на Кавказе, писал в связи с этим: «Рыцарский образ ведения войны, постоянные открытые встречи, сбор большими массами – ускорили окончание войны».
3). Считалось недопустимым оставлять на поле боя тела погибших товарищей. Д.А.Лонгворт писал по этому поводу: «В характере черкесов нет, пожалуй, черты, более заслуживающей восхищения, чем забота о павших – о бедных останках мертвого, который уже не может чувствовать заботы. Если кто-либо из соотечественников пал в бою, множество черкесов несется к тому месту за тем, чтобы вынести его тело, и героическая битва, которая за тем следует, … зачастую влечет за собой ужасающие последствия…»
4). Большим позором в Черкесии считалось попасть живым в руки врага. Русские офицеры, воевавшие в Черкесии, отмечали, что очень редко удавалось брать черкесов в плен. Часто смерть предпочитали плену даже женщины в окруженных деревнях. Исторический пример тому – уничтожение царскими войсками селения Ходзь. Женщины, чтобы не попасть в руки врага, убивали себя ножницами. Уважение и сострадание, восхищение мужеством жителей этого черкесского селения отразились в карачаево-балкарской песне «Оллу Хож» («Великий Ходзь»).
Иоганн фон Бларамберг отмечал: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, никогда не сдаваясь в плен».
Начальник Кавказской линии генерал-майор К.Ф. Сталь писал: «Сдаться военнопленным есть верх бесславия и потому никогда не случалось, чтобы вооруженный воин сдался в плен. Потеряв лошадь, он будет сражаться с таким ожесточением, что заставит, наконец, убить себя».
«Видя отрезанными все пути к спасению, – свидетельствовал российский офицер Торнау, – они убивали своих лошадей, за телами их залегали с винтовкою на присошке, и отстреливались, пока было возможно; выпустив последний заряд, ломали ружья и шашки и встречали смерть с кинжалом в руках, зная, что с этим оружием их нельзя захватить живыми». (Ружья и шашки ломали для того, чтобы они не достались врагу).
Свежие комментарии