Вечные истины — вне политики, вне времени. Они те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения.
Добро обязано победить зло, истина должна восторжествовать, а подлецы — получить по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального общества.
А их глашатаи достойны славы. Даже если ты пишешь всего лишь сказки… но какие!
Евгений Шварц — писатель и драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и создавший собственные. Удивительно, но, сколько бы ни прошло лет, они не теряют своей актуальности и зовут литературоведов, кинорежиссёров и нас с вами к осмыслению.
Творец доброты
Он родился 21 октября 1896 года, а умер уже 51 год назад, но его творения остались востребованными и любимыми. Каждое его произведение запоминается прежде всего добротой, сквозящей в каждой строчке, в каждом абзаце.
Все знают фильмы, снятые по его пьесам: «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Дон Кихот», спектакли «Тень», «Голый король»… Евгений Шварц в большую литературу вошёл не сразу.
Проведя детство в Майкопе, он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности.
Молодой человек увлёкся театром. Его актёрская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго — с 1917 по 1921 год.
Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарём у Корнея Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».
А потом появились собственные произведения, которые сегодня по популярности могут соперничать с любым новомодным, но однодневным шедевром новоявленных писателей. Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году.
Вдохновлённый этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»). Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей.
Под пером Шварца герои не просто оживают. Они органично сочетаются с реальным миром.
Сказка и бытовые реалии идут бок о бок и учат хорошему и доброму. Причём автор делает это так, что читатель и зритель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности.
Мы соглашаемся с мудрым пересказом Шварца и забываем напрочь о первоисточнике. «А ещё корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля.
Такое поведение «на манер тёти Мани из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королём и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах.
Славный парень, умница, но как придёт, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик.
Ну всё время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!»
Вместо пафоса царской жизни — трудовые будни, суровые и беспощадные.
Главный труд
В 1944 году Евгений Шварц начинает работу над своим личным произведением. Название его менялось несколько раз: «Медведь», «Весёлый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»…
Пока наконец не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны, и каждый раз с неизменным успехом.
Некоторые критики тех лет поспешили обвинить автора в аполитичности. Но как здорово, что он был именно таким!
Казалось бы, к писателю пришла заслуженная слава, но он был человеком невероятной скромности. Многие его друзья в своих воспоминаниях удивляются тому, что Евгений Шварц никогда не считал себя писателем и не употреблял этого слова применительно к себе.
Он мог сказать о себе «я драматург». Это профессия. А сказать «я писатель», говорил он, стыдно, всё равно что сказать «я красавец».
Изнанка волшебства
Только через тридцать, сорок и даже пятьдесят лет театральные зрители и читатели книг начали с настоящим изумлением вглядываться в сказки Евгения Шварца. Кто же он на самом деле?
Вот милые детские истории про «Золушку» или «Марью-искусницу», а вот сочинения, написанные в самые тёмные годы советской истории… Смелые, сатирические, которые, пожалуй, только прикидываются сказками.
«Голый король» — настоящее разоблачение глупой власти. А знаменитая шварцевская «Тень», где Тень — мерзкое и подлое существо, которое едва не захватило трон.
Разумеется, стоит вспомнить и про сказку «Дракон», где коварный «ящер» так удивительно похож на советского диктатора, а его свита — на членов Политбюро. Впрочем, и диалоги героев «Обыкновенного чуда» не только ироничны, но и саркастичны.
Евгений Шварц в своём любимом произведении вывел секрет своего творчества: «Сказка рассказывается
не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Если вслушаться внимательно, можно и нужно услышать то, что говорил сам Шварц. А он говорил, что в жизни «всё замечательно и великолепно перепутано».
Реальность прокралась в сказку, как кошка на мягких лапках. И если очень захочется, то нетрудно догадаться, в какое время написана «Снежная королева», от которой несёт холодом и пустотой, совсем не сказочной жестокостью. Но ведь есть и другое — невероятная нежность и чистота, тонкой ноткой, нюансом, музыкой доброты.
За четыре года до смерти Евгений Шварц в своём дневнике написал о себе самом в третьем лице: «Без людей он жить не может...
Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло... И в этом взгляде... нашёл Шварц точку опоры.
Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий божьих».
Афоризмы от Шварца
- Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать.
- Единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного.
- Каждая собака прыгает как безумная, когда её спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.
- Деревья и те вздыхают, когда их рубят.
- Все мы запутались в своей собственной паутине.
- Меня утешает, что я оставляю тебе прожжённые души, дырявые души, мёртвые души.
- Ведь он всё-таки лучше, чем Дракон. У него есть руки, ноги, а чешуи нету. Ведь всё-таки он хоть и президент, а человек.
- Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле.
- Из-за слабости нашей гибли самые сильные, самые добрые, самые нетерпеливые. Камни и те поумнели бы. А мы всё-таки люди.
- Есть вещи более сильные, чем деньги.
- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
- Честное слово, мне здесь очень нравится. Весь дом устроен так славно, с такой любовью, что взял бы да отнял!
- Приходите к амбару. Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я привлекателен — чего же тут время терять? В полночь. У амбара. Жду. Не пожалеете.
- Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придёт конец.
- Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
- Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!
- Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
- Связи связями, но надо же и совесть иметь.
- Эх, жалко, королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Это я умею!
Подготовила Марина КУДРЯШОВА
Свежие комментарии