На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Зенков
    Не враг. Так было на самом деле. Но сейчас барсы заключают контракт напрямую с МО РФ и имеют статус военнослужащих.Солдаты Неудачи и...
  • Sergey Kassirov
    ужасСВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ:...

Абитуриенты стали «приемышами»

| Антон Размахнин

Российское высшее образование медленно дрейфует в непонятную сторону

Одна из привилегий вузовского преподавателя в России – длинный летний отпуск, он же каникулы – потихоньку уходит в прошлое. По крайней мере, для тех профессоров и доцентов, кто участвует в работе приемной комиссии.

Так, в МГУ ключевые члены таких комиссий в этом году отпуска практически не увидят – одна неделя в августе, которая остается свободной от забот, связанных с приемом и зачислением, конечно не в счет.

«То, что приемные комиссии вузов стали зашиваться от наплыва абитуриентов – очень понятно, - рассказали «СП» в агентстве «РейтОР», занимающемся исследованиями образовательной сферы в России. - Если раньше большинство абитуриентов подавало заявление в 1, много – два-три вуза. А сейчас, хотя у нас и ограничение на подачу заявлений в не более, чем 5 вузов и на 3 специальности в каждый из них, это все равно выходит по 15 заявлений от одного абитуриента. Миллион абитуриентов – 8 – 15 миллионов заявлений».

Такой аврал напрямую связан с реформой системы поступления в вузы, которая для России стала уже привычным делом. «За последние пять лет не было ни разу, чтобы правила поступления оставались неизменными в течение хотя бы двух приемных кампаний», - констатирует один из преподавателей филологического факультета МГУ, ежегодно участвующий в работе комиссии.

Отметим, что Московский государственный университет с его сохраняющейся системой приемных экзаменов – островок консерватизма среди большинства российских институтов, университетов и академий, где реформы, связанные с внедрением Единого госэкзамена (ЕГЭ), каждый год вгоняют в панику и преподавателей, и абитуриентов.

Добавить к этому окончательный переход с советской системы дипломированных специалистов на «болонскую» схему «бакалавриат + магистратура» - и мы получим картину практически тотальной перетряски российской высшей школы. И это даже если не вспоминать о реформе финансирования бюджетных организаций, к числу которых относится большинство вузов страны.

 


ЕГЭ подкрался незаметно

Вообще-то, приемная кампания-2010 для российских вузов уже третья, проводимая под знаком ЕГЭ – и вторая после окончательного утверждения единого госэкзамена в качестве безальтернативного вступительного. Отметим в скобках, что эта безальтернативность уже «аукнулась» тем из выпускников школ «до эпохи ЕГЭ», кто по тем или иным причинам не стал сразу поступать в вуз: теперь возможность получения ими высшего образования крайне сомнительна, а перспективы поступить – туманны.

Поскольку классического конкурса после введения ЕГЭ в большинстве российских вузов уже нет, отмечают специалисты агентства «РейтОР», оценивать можно только «псевдоконкурс», отношение числа поданных заявлений к числу бюджетных мест. Пока что эти цифры обнародовали лишь около 10% вузов. Полная информация будет известна лишь к сентябрю. Хотя ректораты обязаны публиковать такую информацию, они чаще всего задерживают.

В этом году, однако, набор по ЕГЭ сочетается с другой тенденцией – демографической «ямой», которая добралась и до вузов. В 2010 году в институты поступает поколение, рожденное в 1991-93 годах, а эти годы были временем наибольшего демографического провала в новейшей истории России. «Школы мучались с недобором больше 10 лет, теперь настала очередь вузов», - констатирует декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. В самом университете, где еще сохраняется классический конкурс, в этом году за одно место соревновались в среднем 5 человек, тогда как в 2009 году конкурс составлял 7 человек на место.

Из-за демографического спада многие вузы, как сообщает «Российская газета», вынуждены принимать молодых людей с более низкими результатами. Об этом изданию сообщил проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. «Спад очень заметен. И, думаю, что всякие попытки вузов переиначить всякие правила, задержать абитуриента, в том числе и неправильными путями, связаны с тем, что вузы это почувствовали. В том году даже нормальные, среднего уровня вузы, не добрали и на бюджетные места, а что касается баллов, с которым они были вынуждены брать абитуриентов... У нас за 80 стоял, а они брали с 40. Какой потом инженер из них получится?» - беспокоится Канторович.

«Сильнее всего почувствуют (недостаток абитуриентов) средние вузы и в меньшей степени слабые, потому что слабые абитуриенты понимают, что им только в слабые вузы идти. А вот средние, куда будут страховаться сильные ребята, они, скорее всего, могут почувствовать недостаток», - отметил проректор.

Ранее, напомним, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял, что в ближайшие годы количество студентов сократится на 2 млн человек, а продлится «демографическая яма» до 2020 года. «Каждый выпускник высшего учебного заведения будет на вес золота», - обещал Фурсенко.

Есть, однако, в России регионы, где по-прежнему не вузы борются за студентов, а студенты за места. Речь идет от студентах из национальных республик и местах в московских вузах, а также Южном федеральном университете, созданном недавно на основе Ростовского госуниверситета. В борьбе за высокий балл по ЕГЭ ребята и их родители регулярно пытаются организовать подсказки на экзаменах или вовсе «нарисовать» требуемый балл по дружбе или по-родственному.

Так, 22 июля появились сообщения от прокуратуры республики Адыгея: в одной из школ города Майкоп, столицы республики, зафиксированы многочисленные нарушения. По результатам проверки записей камер видеонаблюдения, установленных в классах, было выяснено, что педагоги и наблюдатели систематически нарушали правила проведения госэкзамена, в частности, покидали класс, сообщает «Интерфакс».

На записи, которая попала в поле зрения прокуроров, видно, как директор государственной аттестационной комиссии получил некие файлы, в которых предположительно находились бланки с готовыми решениями заданий. К тому же в день проведения экзамена - 7 июня - был зафиксирован факт передачи денег заместителю директора школы некими лицами. В связи с этим фактом к проверке подключился ОБЭП.

Кстати, если судить по высказываниям главы Российского совета ректоров, ректора МГУ Виктора Садовничего, вышеуказанная причина стала одной из решающих, когда Московский университет принял решение бороться за особый порядок поступления. В результате, главный вуз страны по-прежнему проводит приемные экзамены – как и еще несколько наиболее элитарных университетов и институтов, таких, как МФТИ, СПбГУ и ряд других.

 


Куда бежит «Болонка»

Второе радикальное новшество приемной кампании-2010 – то, что Россия в этом году окончательно перешла на так называемую «Болонскую систему» двухуровневого высшего образования. То, что страна будет со временем приводить высшую школу к европейской конфигурации «бакалавр + магистр», было решено едва ли не в 90-х годах, и эта унификация проводилась на протяжении двух президентских сроков Владимира Путина с удивительной настойчивостью. В отличие от других, куда более важных, на первых взгляд, реформ, эту правительство все-таки «продавило», несмотря на отчаянное сопротивление ректорского корпуса во главе с всё тем же Садовничим. Одна из популярных версий объясняет эту настойчивость тем, что реформа высшей школы была уступкой России по отношению к международным финансовым организациям, когда страна в 90-е годы брала у них крупные кредиты по различным программам сотрудничества.

Среди достоинств двухуровневой системы теоретически называют возможность дифференцированной по уровню подготовки: хочешь – становись магистром, если это не нужно – оставайся бакалавром. На практике это требует коренного изменения учебных программ, чтобы бакалавриат из нынешнего «незаконченного высшего» стал действительно работающим уровнем образования. Пока о таком изменении, пусть и в планах на ближайшие годы, почти не говорят.

При этом адаптация программ – вполне косметическая – все-таки проводится, причем в авральном порядке: преподаватели МГУ рассказывают истории о том, как по требованию из ректората в считанные дни перекраивались «под бакалавриат» курсы, которые читались на факультетах уже многие годы, если не десятилетия. И насколько удачно они перекроены – покажет, что называется, практика, хотя преподаватели уже сомневаются.

 

наверх